Алексей Шагинов «Бабье лето»

Алексей Шагинов «Бабье лето»

Алексей Шагинов — художник с остро индивидуальным мировосприятием и только ему присущим умением выявлять новые грани привычных предметов, «по вдохновению, из глубины, свободно» интерпретировать темы, уже «оркестрованные миром»… Эта способность увидеть глубину во внешне простом и привычном проявляется в неоднократном обращении к одному и тому же сюжету или мотиву. Нужно отметить, что повторяющиеся образы в творчестве Шагинова образуют многофункциональную структуру. В связи с этим не хочется применять весьма традиционный путь следования распространенной искусствоведческой практике — в ходе стилистического анализа дать четкое разграничение творческой деятельности автора. В случае с Алексеем Шагиновым, личостью мыслящей сложно-ассоциативно, такой подход неприемлем.

Выставка продлится с 17.10.13 по 31.10.13 г. ул.Пушкинская 59, тел.267-34-79

Погруженный в искусство, всегда и во всем сохраняющий творческий подход, Шагинов являет собой тип художника, которому чужды подробности, отвлекающие от сути. Углублённость в «душу» предмета, экономия выразительных средств в сочетании с мощным эмоциональным воздействием, позволяют автору добиться цельности и законченности создаваемого произведения. Он линеарно строго выстраивает композицию, подчеркивая выразительность пустот, усиливая, таким образом, смысловой акцент каждой детали изображения. В каждом из небольших по формату графических листов, при кажущейся элементарности и упрощенности драматургии, прочитывается, своего рода, многомерный смысл художественного текста. Есть некая магия в этом замкнутом пространстве композиционно-смысловой завязки, где за внешней статуарностью форм скрыто огромное пластическое напряжение.
Приверженность отточенной ясности графического языка, отражающего близость художника к истоку, архетипическому, находит свое отражение и в череде женских образов. Шагинов создает полифонические циклы, пройдя путь восхождения от первичных ощущений чувственного мира до обобщения собственных поисков прекрасного. Для художника характерна приверженность Мегаобразу: постоянно повторяющиеся в творчестве изображения-символы Рыб и Женщин — пример художественного текста-пространства, символизирующего «вечно возвращающееся одно и то же», как и времена года.
Эти настойчиво ретранслируемые зрителю композиции полны ясности и простоты, в них нет ненужных эффектов, а изобразительный язык лаконичен и выверенно точен. Между тем, женские образы-знаки, трансформирующиеся в расширенный образный ряд, вне конкретизированного окружения, нельзя назвать абсолютизацией идеала определённого типа. Они абстрагированы и предельно обобщены, но, в то же время, доступны для понимания в своей живой конкретности. Несмотря на первоначальное впечатление схожести каждый из портретов свидетельствует об уникальности способов видения, «абсолютном зрении» художника. Тончайшие конструкции женских лиц, таких простых, материальных, и, одновременно, зыбких, словно сотканных из совокупности смутных ощущений и впечатлений, придают всему эмоционально-пластическому строю произведения некую недосказанность и неоднозначность.
При внешней бесстрастности бесконечного ряда шагиновских портретов, где проявление динамики не акцентировано, а заключено внутри формы, при всей их пространственной целостности и художественной стилизации, каждое изображение дает сложную характеристику «глубинного слоя» человеческой души не только модели, но и самого автора.
С. В. Крузе

Оставить комментарий